Asia, Санкт-Петербург, ДС Юбилейный, Малая арена, 13.02.2005

В начале 80-х четверо именитых арт-роковых музыкантов создали совместный проект, названный Asia. После выхода первого альбома прог-пуристы отчаянно плевались - вместо невиданного прогрессивного шедевра они получили красивую, мелодичную, но не слишком сложную музыку, к тому же явно ориентированную на коммерческий успех. Успех, действительно был весьма велик, а такую музыку - попроще арт-рока, но сложнее и красивее мейнстримового рока - стали со временем называть AOR-ом.
Время шло, после трех альбомов (продажи которых шли по убывающей) отцы-основатели стали разбегаться, тяготясь амбициями друг друга. Стив Хау вернулся в возрождающийся Yes (который тогда еще Йесом не назывался), Карл Палмер - в ELP, Джон Уэттон окончательно решил работать соло. После тура в конце 80-х (где группа доехала до Москвы уже без Хау), Азия развалилась окончательно…
И вот тогда клавишник Джеффри Даунс, чей послужной список был самым скромным, и кому особо некуда было возвращаться, стал возрождать группу. Он больше не стал связываться со знаменитостями, нашел малоизвестных тогда басиста-вокалиста Джона Пейна и гитариста Эла Питрелли и начал создавать новый альбом. Правда, подтянулись старые коллеги, Палмер и Хау, впрочем, ненадолго.
Новая Азия и зазвучала по-новому. Усилилась роль клавишных, вокал совершенно не походил на Уэттоновский, да и музыка тандема Даунс-Пейн стала более витиеватой, хотя и в прежнем ключе. После искрящегося, воздушного альбома Aqua (1992) последовали более прямолинейный и хардовый Aria (1994) и атмосферный Arena (1996). На Арене музыка стала, действительно, более азиатской, с восточными влияниями. В записи участвовали японский и арабский(?) гитаристы. Вообще, состав новой Азии менялся часто, неизменным оставалось лишь ядро Даунс-Пейн.
В конце 90-х некий мажорный лейбл решил возродить группу в классическом составе и задействовал большие деньги. Пейну предложили отступные, но к чести держателя имени Даунса, тот отказался от реюниона. В 2001 г. вышла Aura (где гостями отметились масса интересных людей: Хау, Тони Левин, Саймон Филипс и др.) и сложился нынешний состав группы: Джеффри Даунс - клавишные; Джон Пейн - бас, вокал; молодой гитарист из Уэльса Гатри Гован и очень известный барабанщик Крис Слейд (игравший с Манфредом Манном, Дэвидом Гилмором, в Uriah Heep, AC/DC и много где еще). В прошлом году вышел их очередной альбом, Silent Nation, пожалуй, самый зрелый из всех. Альбом нарушил две незыблемые традиции: он не назывался на букву "А" и был оформлен не Роджером Дином или Родни Мэтьюзом, хотя их работы куда как великолепны.
Зачем такое долгое вступление? Дело в том, что я не очень отчетливо представлял себе, что нынешняя Азия будет играть на концерте. Новый материал очень хорош и самобытен, но вряд ли так известен, как старые вещи. Конфликты между старыми и новыми участниками тоже могли отразиться в репертуаре. Если старые вещи будут, то как они зазвучат сейчас?
Концерт был на малой арене Юбилейного. Этот зал мне нравится, я ходил туда на Procol Harum и Манфреда Манна и остался доволен, не разочаровался и сейчас. В немалой степени это заслуга самих этих групп с их достаточно умной и далекой от угара музыкой. Ни тогда, ни сейчас не было толчеи, можно было спокойно выбрать место и смотреть, а не высматривать из-за чьего-то плеча (Да! Еще я был там на Чиже, но даже при наличии большого числа буйной молодежи там было вполне комфортно). Зал относительно небольшой, и видно хорошо отовсюду. Со звуком тоже всегда было хорошо.
Концерт начался с опозданием в полчаса, народу было совсем немного, человек 400 (может, чуть больше). Обидно. На Проколе было примерно столько же, на Манне - чуть побольше. Группа играла где-то 1:50, сыграно было следующее:

1. Wildest Dreams
2. Here Comes The Feeling
3. Ghost In The Mirror
4. Time Again
5. Silent Nation
6. Guthrie Govan's acoustic solo / Cutting It Fine
7. Geoff Downes solo / Video Kills The Radio Star
8. Long Way To Home
9. Heat Goes On
10. Military Man
Acoustic set:
11. Open Your Eyes
12. Voice Of America
13. Don't Call Me
14. The Longest Night
15. Who Will Stop The Rain
Electric set again:
16. What About Love
17. Sole Survivor
18. Only Time Will Tell
Encores:
19. Go
20. Heat Of The Moment

Как видите - старых вещей чуть больше половины. Первый (самый успешный) альбом был сыгран практически полностью. "Уэттоновский" материал звучал абсолютно естественно. Вообще, концерт был безукоризненным - и с точки зрения исполнения, и по звуку, который был прекрасным с самого начала. Не было никаких длинных нудных соло, выступление Даунса, видимо, базировалось на его ранних и сольных работах (я надеялся, что он что-нибудь сыграет, хоть несколько нот, из Драмы, но увы…). В середине концерта был довольно большой акустический сет, перед которым Пейн (кстати, прекрасный фронтмен) подробно представил своих коллег.
Лысый драммер Крис Слейд, судя по реакции зала, стал всеобщим любимцем. Думаю, что для многих он был самым (если не единственным) знакомым именем, во всяком случае при перечислении его прежних групп народ громко вопил и хлопал. Его зверские гримасы очень впечатляли, а момент, когда во время Military Man он нацепил советскую флотскую ушанку с крабом, всех развеселил.
Гитарист Гатри Гован, заросший густой бородой и шевелюрой, играл очень чисто и красиво. Со Стивом Хау его сравнивать не осмелюсь, но однозначно он понравился больше, чем Pat Thrall на видео московского концерта.
Даунс, лидер группы, держался скромно, большую часть концерта вообще стоя спиной к залу. Впрочем, это не означает его нелюдимости, видимо, так лучше сосредоточиться на игре.
В общем, концерт вышел замечательный. Вроде бы, недовольных после него я не заметил. Возможно, новых вещей могло быть и побольше, но грех жаловаться.
Днем было тепло, но к вечеру ударил мороз. У служебного входа народу собралось немного, и постепенно количество их таяло. Сами музыканты подходили к стеклу, обнадеживали жестами, и показывали на висячий замок с цепью на дверях. Но терпение должно вознаграждаться, и самые стойкие, человек десять, дождались автографов и общения с азиатами. Помимо альбома самой Азии я подписал у Даунса Йесовскую Драму (он был тронут, и пожал руку), а у Слейда - Манновских "Соловьев", где уже были подписи Манфреда и Мика Роджерса. Крис сказал, что это было замечательное время. Он вышел к автобусу в той же офицерской ушанке, в одной рубашке и с тяжелой сумкой в руках и стремился побыстрее оказаться в тепле. Спустя пару минут автобус уехал, а на морозе остались лишь мы, счастливые фанаты, да пара охранников в пиджачках, которым какой-то добряк закрыл дверь изнутри :-). Мы припустили рысью к метро и вскоре ехали по домам, наслаждаясь теплом и впечатлениями.

 

Наверх
Сайт управляется системой uCoz