1. Катамаран "Тритон-2" с парусным вооружением - пришел на смену верной парусной байдарке и призван расширить географию походов, особенно их речную часть.
Версия 1.1
На стандартный катамаран были переставлены элементы парусного вооружения с моего швертботика - мачта с парусом и руль. Были специально изготовлены новый шверт, продольная балка, на которую навешиваются шверт и руль и подмачтовый стакан с раскосами.
Конечно, трехметрового паруса для этой машинки явно недостаточно, да и хочется сохранить вторую лодку в полном комплекте, поэтому к следующему лету буду делать новую мачту и парус, приближаясь к характеристикам тритоновского "Бриза".
Общий вид катамарана. Парус, конечно, маловат, но времени делать новый нет.
Видны продольная балка и подмачтовый стакан. Шверт при подходе к берегу поворачивается горизонтально. Управление с помощью рукоятки поначалу казалось очень неудобным, но потом к нему попривыкли.
Испытаниями на Ладоге 11-13.06.2005 остался, в целом, доволен. "Детские болезни" и недоделки уже устраняются.

Версия 1.2
Испытания показали слабость байдарочного рулевого устройства. Усилия, прикладываемые вне плоскости вращения румпеля, быстро расшатали крепления и изогнули сам румпель (см. фото).

Виден погнутый байдарочный румпель

К походу по Онде было сделано следующее:
- Хвостовая часть продольной балки была заменена трубой с большей толщиной стенки. Две части балки при сборке фиксируются болтом и передают скручивающее усилие от руля равномерно на всю раму.
- Новый румпель из дюралевой трубки жестко, без люфта, привинчивается к рулевой коробке. Рукоятка крепится к румпелю через кардан, что позволяет управлять с любого места и в любом положении. Увеличенная длина румпеля обеспечивает точную и легкую перекладку руля. Резиновые амортизаторы создают обратную связь, позволяя чувствовать положение руля, не оглядываясь на него.
- Растяжки шверта заменены стальными тросиками с талрепами. При подходе к берегу один из талрепов отцепляется от кольца на поперечной балке и шверт, вращаясь в двух плоскостях, укладывается в плоскости рамы катамарана. Носовая оттяжка шверта проведена через блок, резиновый амортизатор находится в корме, под рукой.

Все эти усовершенствования полностью оправдались и доказали свою полезность. Заодно, выяснилось, что руль - удобная штука при плавании под веслами по ровной воде. Конечно, рулить им невозможно, руки заняты. Но, зафиксированный в нейтральном положении, он ОЧЕНЬ увеличивает устойчивость на курсе.

Крепление шверта. Чуть позже появился блок для носовой оттяжки.
Рулевое устройство. Виден кардан для рукоятки, и одна из оттяжек-амортизаторов.



Версия 2.0
(май 2006)
На Кавголовском озере успешно прошли испытания катамарана с полностью новым парусным вооружением (5 кв.м).

Мачта четырехсекционнная, высотой 5,4 м, раскреплена двумя стойками и может быть легко завалена назад. Парус из ткани Bermuda, 170 г/кв. м. Шверт из твердого пенопласта с текстолитовыми лонжеронами, оклеенный стеклотканью. Раскрепляется стальными тросиками. В нерабочем положении разворачивается плашмя под раму. Перо руля дюралевое, 3 мм.
Конструкция самого катамарана (как сплавного судна) не подверглась никаким изменениям.

Испытаниями остался доволен: скорость весьма приличная, центровка удачная и лодка устойчива на курсе. В лавировку, на глаз, ходит градусов 30 к ветру (во всяком случае, мы бегали по озеру, как хотели, и без труда возвращались назад).
Разумеется, выявились некоторые недостатки, исправить которые не составит большого труда.

Версия 2.1 (июнь 2006)

После испытаний был немного перешит парус, переделан полиспаст шкотовой оттяжки и усовершенствована носовая оттяжка-амортизатор шверта. На ближайшее время, похоже, лодка обрела более-менее законченный вид.

Шкотовый угол переместился выше, гик стал более горизонтальным - это обеспечивает лучшее натяжение нижней шкаторины. Катамаран с зарифленным парусом.
Взгляд изнутри. Достаточно спартанские условия обитания.

Версия 2.2 (июнь 2007)

Поворотный шверт был заменен более практичным кинжальным и отнесен дальше в корму. Было немного изменено положение мачты и руля - лодка стала более устойчивой на курсе. Появилась грузовая сетка в носовой части рамы. И я зарегистрировался в ГИМСе, получил бортовой номер, судовой билет и стал судовладельцем. :)

 

2. Одноместный микро-швертбот "Princess Sparkle" (в честь персонажа детской компьютерной игрушки). Каркас сделан на базе костей старого "Тайменя", при этом кормовой шпангоут не использовался, а кильсон и фальшборты - полностью новые. Шкура тоже шилась специально для этой лодки. К кильсону приформован стеклопластиковый колодец с поворотным швертом. Это несколько усложняет конструкцию и сборку, зато сильно облегчает управление (матроса ведь нет!). С этой же целью мачта сделана свободно стоящей, легко вынимающейся из стакана. Парус - что-то вроде "стрижа", 3,1 кв.м (рифится до 2,2 кв.м), длина лодки - 3,5 м, вес - 25 кг. Может использоваться в гребном варианте (17 кг).

Маленькая лодка с зарифленным парусом

В 2006 г. на свое десятилетие лодочка получила подарок - новый парус. По площади равный старому, он сшит из двухунциевой спинакерной ткани. Парус двойной, отдельного мачтового кармана нет. Латы и боуты находятся между полотнищами. Нижняя часть паруса при рифлении тоже заворачивается внутрь, таким образом, парус получился гладким, насколько возможно.

3. "Таймень-2" с парусным вооружением - (в настоящее время лодка сменила владельца) долгое время была основной рабочей лошадкой. Когда-то у нее было название Yes, в честь соответствующей группы, но оно как-то не прижилось, хотя виднеется на борту до сих пор. Лодка вооружена шлюпом, площадь парусов: грот - 3,3 кв.м, стаксель - 1,6 кв.м., высота мачты над корпусом - 4,2 м. Вдоль бортов пришиты обтекаемые карманы с надувными камерами, делающие лодку немного шире и добавляющие остойчивости и непотопляемости. Имеются также два бортовых надувных поплавка по 20 л. Шверты стеклопластиковые, заполняемые водой при погружении. Руль несколько увеличен по сравнению со штатным. При плавании под парусом матрос сидит в средней секции, нос закрыт глухим фартуком на липучке. Капитан может свободно грести байдарочным веслом. Полностью лодка весит около 45 кг (с учетом тележки и упаковки).

Большая лодка, 2003 г.

В целом, за 10 лет эксплуатации я был более чем доволен лодкой. По моему убеждению, она довольно близка к идеалу парусной байдарки, т.е. имеет неплохие мореходные и скоростные качества, при этом корпус не потребовал сколь-либо значительных переделок, что позволяет использовать лодку в чисто гребных походах.

Большая лодка, 2003 г.

Про комбинированный речно-озерный поход на этой лодке можно прочитать здесь.

***

Две последние лодки за свою жизнь неоднократно модернизировались и каждая перенесла по одной аварии (из-за человеческого фактора).

 

Наверх
Сайт управляется системой uCoz