Riverside – Voices In My Head , 2005/06
Одним из открытий прошлого года для любителей арт-рока стали поляки Riverside. Причиной тому (помимо, само собой, высочайшего качества музыки) стало издание их второго альбома на Inside Out , что прославило группу за пределами родины. Теперь на IO вышел еще и этот мини-альбом, записанный и изданный в Польше годом ранее, еще до Second Life Syndrome.
На диске несколько
студийных композиций, три концертные и мультимедийная секция с клипом.
Главное отличие от SLS – это то, что музыка гораздо мягче. Никаких заходов
на территорию металла, никакого гроула (разве только в последнем живом
треке). Естественно, сильное влияние Porcupine Tree и поздних Marillion,
но без откровенного подражания. Очень хорошо.
Anderson,
Bruford, Wakeman, Howe, 1988
Когда в начале 80-х в рядах Yes произошел раскол, обладателем прав на
славное имя стал Крис Сквайр – единственный бессменный участник группы.
Тогда же Yes очень сильно отдалились от своих истоков, что, понятно,
вызывало сильнейшую ностальгию по старым добрым временам. Когда удалось
собрать вместе людей, записавших Close To The Edge – запахло сенсацией.
Но разногласия между некоторыми из них и Крисом в то время были весьма
велики, и тот отказался участвовать в реюнионе.
Классический
Yes интересен тем, что все без исключения музыканты мгновенно узнаваемы
в любом проекте, где бы они не участвовали. Соответственно, отсутствие
любого из них приведет к сильнейшему изменению саунда. Как часто бывает
в подобных ситуациях, не стали искать имитатора, а позвали другого легендарного
басиста со своим уникальным стилем – Тони Левина.
Получилось
здорово. Не попытка воссоздать старое звучание, а ядреная и солнечная
смесь традиционного Yes, новой волны и фанка (спасибо Тони). Возможны
некоторые ассоциации с King Crimson 80-х (Бруфорд и Левин, напомню,
пришли оттуда).
Интересно, что при сочинении музыки иногда использовались заготовки
из сольного творчества участников: Стива Хау в составе проекта GTR и
Андерсона с Вангелисом (кстати, последний тоже отметился на этом альбоме).
Сейчас сложно представить, как это воспринималось в то время, но, уверен,
диск имел успех. Вскоре группа прокатилась с концертами, где игралась
также классика Yes и сольные вещи. Был выпущен живой альбом и видео.
А вскоре удалось примирить всех участников группы и появился альбом
с говорящим названием, Union. Но это уже другая история.
15.10.2006
Luca Turilli's Dreamquest - Lost Horizons, 2006
Работоспособность лидера Rhapsody поразительна. За один год он, не считая
работы в группе, умудрился выпустить аж два сольника. Причем, если первый
еще укладывался в привычную стилистику, то этот представляет из себя
нечто необычное.
Во-первых, здесь только женский вокал; во-вторых, Лука здесь не играет
на гитаре ВООБЩЕ, перепоручив это дело Доминику Леркуину из концертного
состава Рапсодии. Зато Лука взял на себя все клавишные партии, причем
активно задействовал разного рода электронику.
Получилось очень яркое сочетание привычного пауэра, готики и чуть-ли
не танцевальной музыки, да еще и с очень необычным для данных людей
саундом. Кого-то это может отпугнуть, но на самом деле, диск весьма
хорош. Браво!
Rhapsody
of Fire - Triumph or Agony, 2006
Не успели мы придти в себя после концертника
группы и сразу двух сольников Луки Турищева, как поспел новый альбом.
Причем, группа немного изменила название. Оказывается, уже несколько
лет они отстаивали в суде славное имя, на которое заявили свои права
какие-то балбесы. Есть разные догадки, кто бы это мог быть, но сами
музыканты держат это в секрете, не желая создавать рекламу "соперникам".
По словам рапсодийцев, новое имя должно было ознаменовать и новое звучание.
В принципе, это хорошо. Предыдущий
альбом, при всех своих достоинствах, был помпезен и затянут до невозможности.
Продолжать в том же духе значило зайти в тупик. К счастью, этого не
произошло.
Разумеется, есть и привычные боевики, и эпики, и Кристофер Ли - но в
целом альбом получился весьма свежим. Саунд стал немного мягче, впервые
в истории группы женский вокал зазвучал не только в составе хора. Пригодились
сольные наработки Луки - некоторые вещи звучат, словно продолжение The
Infinite Wonders Of Creation. Появилась песня (чудесная баллада
на итальянском), написанная Фабио Лионе. Наконец, сменился художник
и стиль оформления буклета стал другим.
Рапсодия немного изменилась, но осталась сама собой. Прекрасная работа!
Edenbridge
- Aphelion, 2003
Помнится, этот альбом молодой австрийской группы в ИнРоке в свое время
обругали, ставя ему в вину пустоту и безжизненность. Ну, не знаю… Мелодии
красивые, играют хорошо, Сабина поет сладким звонким голосом… На мой
взгляд, музыка группы достаточно оригинальна и качественна, а что до
мнимой безжизненности - так ведь и название "Афелий" означает
самую удаленную от солнца точку орбиты - а в глубоком космосе и эмоции
другие. Словом, все не так плохо.
Да, на альбоме отметился приглашенный вокалист - Ди Си Купер из Royal
Hunt.
Edenbridge
- A Livetime In Eden, 2004, CD+DVD, live
Очень милый концертный альбом, записанный в ходе турне в поддержку Aphelion.
Разумеется, в сет вошли песни со всех трех пластинок группы, выпущенных
к тому времени. На DVD - фрагменты этого и более ранних выступлений.
Edenbridge
- The Grand Design, 2006
Похоже, группа в своем развитии движется от пауэра в сторону арт-рока
или хотя бы неопрога. Отдельные тому свидетельства можно было услышать
уже на предыдущем альбоме Shine,
здесь же это стало еще более различимым. Возможно, произошло это благодаря
участию знаменитого Карла Грума (Threshold) - он выступил сопродюсером
альбома и даже немного поиграл на нем. Так или иначе, композиции усложнились,
аранжировки стали более изысканными, гитарист и основной автор Ланвалл
частенько играет не риффами, характерными для тяжелого рока, а в стиле
Гилмора/Ротери. Есть мини-эпики и красивые инструменталы. Разумеется,
никуда не делись боевики и баллады. Еще есть кавер For Your Eyes Only
- песни из старого, еще с Роджером Муром, фильма о Джеймсе Бонде.
Словом, альбом очень порадовал. То, что происходит с группой, мне по
душе; не удивлюсь, если следующая их работа выйдет уже на Inside Out.
Несколько рецензий
на альбомы ранее незнакомых групп:
Tempest
- The Double-Cross, 2006
Американский лейбл Magna Carta часто поругивают за то, что он культивирует
"бездушных" музыкантов, пусть и техничных. Отчасти с этим
можно согласиться, но на каждых Cairo или Magellan найдутся свои Shadow
Gallery или вот Tempest.
Группа интернациональная. Лидер, Лейф Сорби (вокал, акустическая гитара,
мандолина, флейта, клавишные), норвежец по происхождению, барабанщик
- кубинец, басистка из Австрии. И два американца - гитарист и скрипач.
Инструментарий уже сам по себе выглядит небанальным, а музыка - тем
более (особенно для Magna Carta).
Tempest играют утяжеленный фолк-рок (с ирландскими, кельтскими и скандинавскими
корнями) с очень сильным влиянием Jethro Tull конца 70-х - начала
80-х (Талл как-то умудрялись оставаться без явных последователей, при
том, что количество оных, скажем, у Genesis и Pink Floyd просто огромно),
да и голосом Лейф очень похож на Яна Андерсона. Практически половина
композиций - народные либо их переработки, остальные сочинены группой.
Пожалуй, единственный недостаток альбома - некоторая музыкальная статичность
традиционных композиций - часто они представляют собой последовательность
одинаковых куплетов, в которых меняется только текст. Но такова, видимо,
специфика жанра. Зато сыграно все с невероятным драйвом, альбом слушается
на одном дыхании и здорово поднимает настроение. Несомненно, буду искать
и другие их работы.
Tool
- 10,000 Days, 2006
Группа существует уже лет пятнадцать, но это всего лишь четвертый их
альбом. Я бы описал их музыку, как довольно мрачную и завораживающую
смесь поздних Rush, King Crimson, Porcupine Tree и Dream Theater с толикой
альтернативы. Кстати, несколько лет назад они как раз ездили в турне
с King Crimson. А что касается DT, то не удивлюсь, если имело место
и обратное влияние.
Инструменталисты велики - басист и ударник выше всяких похвал. Про гитариста,
вообще, разговор особый. Адам Джонс обладает синестезией - психическим
отклонением (или даром - это как посмотреть), когда у человека задействуются
несколько чувств там, где большинство используют только одно. Например,
синестетики могут различать звуки на цвет или на запах. Так вот, помимо
замечательно выразительной игры, Джонс отвечает еще и за дизайн обложек
альбомов. Результаты весьма достойны и примечательны. Вокалист Мейнард
Кинан обладает довольно теплым и мягким для такой музыки голосом - чем-то
напоминая Стива Уилсона.
Группа имеет культовый статус и весьма многочисленную армию поклонников,
что выводит каждый новый альбом в верхние позиции даже мажорных чартов
- при том, что музыка бесконечно далека от коммерческого мейнстрима.
Отличный, очень интересный альбом.
Tool
- Undertow, 1993
Под впечатлением от 10,000 Days послушал этот (дебютный) альбом Tool
- и разочаровался. Похоже, что здесь соотношение ингредиентов обратное
- много альтернативы с перегруженной гитарой и истеричным вокалом и
совсем чуть-чуть прогрессивности. Играют, впрочем, очень хорошо.
Отдельных слов заслуживает оформление (напомню, что за дизайн отвечает
гитарист). Ну, наверное, у каких-нибудь детстеров бывает и покруче,
но у меня такое оказалось в первый раз.
Еще один шанс альбому я дам, но не уверен, что оставлю его занимать
место на полке.
Therion
- Celebrators Of Becoming, 2006, 2DVD, live
Шведы Therion начинали, как дет-металлисты, но вскоре переросли рамки
жанра. Лидер группы - гитарист и вокалист Кристофер Йонссон - большой
знаток истории религии, мифологии, каббалы и разной прочей мистики -
собственно, вокруг этого и вертится все их творчество. Для адекватного
воплощения такой тематики требовалась музыка очень масштабная и помпезная
- и Therion стали привлекать к записи симфонический оркестр и хор. В
какой-то момент рок-вокал исчез совсем - его заменили солисты хора.
Постепенно группа снискала себе звание "королей симфо-металла".
На первом диске записан двухчасовой концерт в Мехико в 2004 г. В то
время в группе появился чистый вокалист Матс Левен (чистый еще и в смысле
голоса - Йонссон обычно пел гроулом). Помимо него на сцене был небольшой
хор и солистка-сопрано - необъятных размеров дама. Все партии клавишных
и оркестра шли в записи, впрочем, здесь их было не так много. Я не слышал
студийных альбомов группы и не берусь судить, были ли вещи адаптированы
для концертов или нет.
Звучало все, действительно, очень необычно и интересно. Поначалу композиции
казались несколько однообразными, но вскоре это чувство прошло. Эрудит
Йонссон вдохновляется мифологией всего мира, поэтому в музыке чувствовались
и скандинавские, и восточные и даже русские влияния (одна из песен была
о Распутине). Визуальная сторона тоже примечательна - с одной стороны
нормальная рок-группа, с другой - хористы в строгих костюмах и платьях
и неподвижная, похожая на скалу, солистка.
На бис, впрочем, их всех отпустили, и группа сыграла совершенно аутентичный
и отвязный кавер Motorhead - Iron Fist. Левен точно так же задирал голову
к высоко поднятому микрофону, да и голосом очень удачно изобразил Лемми.
На втором диске - выступление на фестивале в Вакене в 2001 г. Тогда
как раз пел только хор. Сет был по фестивальному короткий, меньше часа;
причем, было видно, как меняется настроение публики - от недоумения
значительной ее части (что, блин, за банда такая с хором?) до полного
восторга к концу.
Далее, несколько клипов разных лет, причем, один - на песню ABBA (Therion,
как я понял, любят играть каверы, частенько переделывая оригинал почти
до неузнаваемости), фильм о записи последних двух альбомов, Sirius B
и Lemuria, вышедших одновременно и, фактически, представляющих собой
единое произведение.
Резюме - очень достойное и познавательное зрелище. Интересная группа,
попробую послушать их студийные работы.
22.10.2006
The Devin Townsend Band - Synchestra, 2006
С канадским мультиинструменталистом и вокалистом Девином Таунсендом
я впервые познакомился на последнем
альбоме Ayreon, где он исполнял партию Ярости (ярость была весьма
убедительной). Ради интереса попытался послушать его группу Strapping
Young Lad - оказалось, не мое. Теперь вот сольник…
Альбом настолько пестрый, что голова идет кругом. Здесь есть и арт-рок,
и прогметалл, и готика, и треш, и этника, и индастриал, и черт знает
что еще. Но, при этом работа не производит впечатления лоскутного одеяла
- наоборот, Девин вполне знает, что он делает, и скачет по всем этим
стилям, сочетая, казалось, несочитаемое. Каково оно, к примеру, когда
легкомысленная веселая полечка оборачивается вступлением к злющей и
колючей металлической вещи? Заканчивается альбом этно-хардом в стиле
Роберта Планта и разухабистым рок-н-ролльчиком, не обозначенном, кстати,
на обложке.
В общем, я и раньше читал, что Девин - мужик без тормозов и гений, а
теперь в этом убедился.
И еще - такие альбомы надо давать слушать всем тем писакам, что уже
лет двадцать твердят, что рок умер. Желательно, привязав их (писак)
к стулу и сделав погромче.
Green
Carnation
A Blessing In Disguise, 2003
Acoustic Verses, 2006
Норвежский гитарист по прозвищу Черт (это не случайное созвучие - имеется
в виду наш черт, взятый, видимо, из книг Гоголя и Достоевского) основал
Green Carnation, еще учась в школе. Тогда это был один из первых блэк-коллективов.
Вскоре, не успев выпустить ни одного полноценного альбома, Черт примкнул
к более удачливым блэкушникам - почти на десяток лет.
В конце 90-х Green Carnation возродились с изменившимся составом и в
другой стилистике - личная трагедия - смерть дочери - заставила Черта
обратиться к более человечной музыке.
Первых альбомов GC я пока не слышал, но эти два просто отличны! Первый
- A Blessing In Disguise - смесь хард-рока (со вполне современным звуком)
с прогметаллом и психоделией. Чудесные мелодии, красивые "нордические"
аранжировки и теплый голос вокалиста. Если кого-то пугает прошлое музыкантов
- здесь нет ни следа экстремальной музыки.
Второй (собственно, его я его услышал раньше) - просто шедевр. Группа
специально написала материал для акустического альбома, а не адаптировала
старые песни - поэтому все звучит совершенно органично, не создавая
впечатления ущербности и упрощения. Очень красивая, трогательная и атмосферная
пластинка. Музыка идеально сочетается с поздней осенью - слушаю в наушниках
на улице - эффект потрясающий. По немного грустному, но светлому настроению,
по спокойствию и неброскому очарованию я бы поставил эту работу рядом
с лучшими альбомами Стива Хакетта. Хотя, музыка совсем разная, да и
музыканты совершенно из другого поколения и с иным опытом за плечами.
Но это неважно.
Еще одно опровержение надоевшей болтовни о смерти рока.
Nick Barrett & Clive Nolan - A Rush of Adrenaline,
2005, DVD, live
Два титана неопрога выпустили DVD с записью совместного акустического
концерта в Польше (где же еще?). Идея такого выступления была довольно
спонтанной и носила несколько авантюрный характер. Это объясняет и помпезно-ироничное
название диска, и нарочно не сочетающийся с музыкой дизайн обложки -
но все получилось очень пристойно.
Итак - на сцене были только Ник с акустической гитарой и Клайв с единственным
"Коргом". На две трети программа состояла из песен Pendragon,
остальное время было предоставлено ретроспективе богатого наследия Нолана.
Прозвучали вещи Арены (с вокалом Ника!), из "Собаки Баскервилей"
(в оригинале там пел Боб Кэтли из Magnum, а здесь, опять же, Ник) и
совсем уж раритеты - Shadowland и Strangers On A Train. Последнее, по
моему убеждению, самое интересное здесь, ибо дает редчайший шанс увидеть
и услышать поющего Клайва.
Возможно, людям, слабо знакомым с творчеством героев, диск вряд ли будет
сильно интересен, а для фанатов он просто необходим. Почему - сказано
выше.
GPS - Window To The Soul, 2006
Как ни клялся Джеффри Даунс, что не покинет нынешнюю Азию
ради реюниона старой, но вот не выдержал… Не мне его судить. Пока он
вместе со Хау, Уэттоном и Палмером планирует грядущее, чуть ли не мировое,
турне с записью живого альбома (а в перспективе и нового студийного),
его менее именитые товарищи и не думают падать духом.
Гатри Гован, Джон Пэйн и Джей Шеллен из последнего состава Азии не мудрствуя,
назвались своими инициалами - получилась вполне осмысленная и амбициозная
аббревиатура. Клавишника позвали уже непосредственно к записи готового
материала - им оказался Рио Окумото из Spock's Beard.
Этот альбом - прямое продолжение Азии последних лет. Мелодика, вокал,
аранжировки принципиально не изменились. Только клавишные зазвучали
по другому, появилось много хаммонда (и это хорошо!) да саунд в целом
стал тяжелее. Но главное - уход основателя группы не оказался фатальным
и музыка ничуть не стала хуже - даже наоборот.
В общем, новая-старая группа жива и вполне может обрасти новыми поклонниками
из числа любителей Spock's Beard (и взаимно).
Motorhead - Kiss Of Death, 2006
Сложно написать про отдельно взятый альбом этой группы что-то оригинальное
- просто надо слушать, трясти головой и прыгать от восторга. Из мини-новаций
- суровая офигительная приблюзованная баллада.
А так… Лемми - как всегда - рулез! :)
Shadow Gallery - Carved In Stone, 1995
Про эту группу я писал раньше. Ничего
принципиально нового про этот альбом я не добавлю - он столь же высокого
качества, что и остальные. Отмечу лишь, что здесь (а это второй альбом
группы) появились настоящий ударник (первый был записан большей частью
с драм-машинкой) и клавишник Гэри Веркамп, ставший со временем одним
из основных авторов музыки.
Savatage - Handful Of Rain, 1994
Итак, после предыдущей и очень
успешной работы группу ждал удар - смерть гитариста Криса Оливы. Вдобавок,
уверенный в неминуемом конце коллектива, стал паковать свои барабаны
Стив Вахольц. Однако, отчасти под давлением лейбла, и по инициативе
Джона Оливы была предпринята попытка записи еще одного альбома - хотя
бы для того, чтобы почтить память брата. Гитаристом позвали Алекса Школьника
из Testament, Джон же, помимо клавишных, сыграл почти все партии ударных!
(Интересно, что на обложке первого издания альбома сей факт не был указан
вовсе).
И случилось чудо! Получилась не вымученная работа, созданная под прессом
обстоятельств, а мощная, живая, хотя и мрачно-трагичная. Особенно хочется
отметить ураганную и очень тяжелую Taunting Cobras, открывающую альбом;
Watching You Fall о начавшейся тогда войне в Югославии и заключительную
Alone You Breathe, собственно и посвященную Крису Оливе.
Главное - группа доказала всем (и себе), что она жива!
Savatage
- Dead Winter Dead, 1995
Тема войны в Югославии, затронутая на предыдущем
альбоме, легла в основу новой концептуальной работы. Продюсер и соавтор
группы Пол О'Нил в 1984 г. ездил зрителем на олимпиаду в Сараево, запомнил
красоту тех мест и теперь был потрясен контрастом с военными телерепортажами.
Сюжет альбома - любовь парня и девушки из противоборствующих национальных
группировок (похоже на фильм "Жизнь как чудо", но без хэппи-энда).
На альбоме появился новый постоянный ударник и сразу два гитариста.
Первый, Крис Кэффери, уже играл с группой на заре ее карьеры, второй
же - Эл Питрелли - знаком нам по Asia и Megadeth. Немного подлечивший
связки Джон Олива снова запел. Конечно, голос у него стал совсем хриплым
и грубым - поэтому пел за разных отрицательных персонажей. :)
Что касается альбома - то он получился очень интересным, а что до самой
группы… Я знаком с ней совсем недолго, но с каждым новым альбомом все
больше впечатляюсь ее удивительной твердостью и целостностью - несмотря
на все потрясения и смены состава. Это настоящая, суровая, честная и
очень мужская музыка.
25.10.2006
Henning Pauly
(James LaBrie's) Frameshift - Unweaving The Rainbow, 2003
Babys+eps, 2006
Хеннинг Поли - американский композитор, мультиинструменталист, получивший
образование в музколледже Беркли (откуда вышли, в частности, основатели
Dream Theater). Зарабатывая, в основном, написанием музыки для ТВ и
рекламы, Поли играл и рок, а для широкой публики обрел известность,
выпустив в 2003 г. альбом своего проекта Frameshift - Unweaving The
Rainbow. Для лучшей раскрутки он вышел, как сольник Джеймса ЛаБри (Dream
Theater). Как бы там ни было, диск получился очень хорошим и интересным.
Пожалуй, это умеренно спокойный и техничный прогметалл с богатыми вокальными
гармониями (напоминающими Queen) и очень небанальными текстами, основанными
на книге неодарвиниста Ричарда Докинса. Примечательно, что ЛаБри здесь
участвовал в написании музыки и вокальных партий, но не лирики. Повторюсь
- очень интересная работа.
Второй альбом Frameshift (уже без всяких завлекающих имен) создавался
при участии Себастьяна Баха, но не Иоганна, а вокалиста популярной в
80-х банды Skid Row. Странно, этот товарищ мне казался совсем не подходящим
для подобной музыки - еще бы Эксла Роуза туда позвали. Бегло послушав
диск в магазине, я утвердился в своих подозрениях и покупать не стал.
И вот теперь новая работа…
"Формализьм!" Такое словечко пришло на ум при прослушивании
Babysteps. Это снова концептуальный альбом, нечто вроде оперы. Сюжет
- судьба покалеченного спортсмена, лечащий врач которого настроен скептически
по поводу его выздоровления и тем самым усугубляет его депрессию. Но
сосед по палате и другой доктор помогают герою обрести веру в себя,
и тот встает на ноги. При всей неказистости сюжета (в основу которого
положены неведомые мне реальные события) это могло бы быть интересно,
если бы удалось заставить слушателя сопереживать персонажам. Но вот
у меня не получилось сопереживать. Похоже, Поли снова наступил на те
же грабли, выбирая вокалистов. Точнее, исполнителя главной роли. Грубый
и какой-то бесчувственный голос Джоди Эшворта не вызывает никакой симпатии.
Так же, как и голос Мэтта Кэша (сопалатник). Врачи (снова ЛаБри и Майкл
Сэдлер из Saga) не особо улучшают ситуацию.
Практически все инструментальные партии записал сам Поли. В качестве
гостей приняли участие еще два музыканта Саги. Но и музыка в целом какая-то
безжизненная, хотя технически придраться не к чему.
Одним словом, такой же стерильный и бесцветный альбом, как и больничный
коридор, изображенный на обложке. Обидно.
Believe - Hope To See Another Day, 2006
Believe - группа польского гитариста Мирека Гила, известного по чудесным
Collage и Satellite.
Собственно, поклонники упомянутых групп могут брать альбом, не раздумывая.
Группа играет очень красивую и мелодичную музыку - арт-рок, иногда на
грани с просто очень качественным роком. Здесь можно услышать влияния
Pink Floyd и поздних Marillion - во много благодаря гитарному звуку
и легкому сходству голоса вокалиста со Стивом Хогартом. Дополнительную
прелесть придают очень вкусные атмосферные клавишные и скрипка.
Собственно, это именно та музыка, которую я больше всего люблю.
Within Temptation - The Dance, 1998
Второй мини-альбом группы с тремя новыми песнями. Здесь еще царит дум,
с мужскими порыкиваниями, оттеняющими нежный голосок Шерон Ден Адель.
На пиратскую (грешен) версию диска бонусами вошли несколько концертных
номеров более позднего периода и акустическая версия хита Ice Queen,
где Шерон поет неожиданно низким голосом.
Within Temptation - The Silent Force Tour,
2005, DVD+CD
Без сомнения, они стали очень "большой" группой, способной
собирать тысячи зрителей. На DVD записан концерт на родине, в Голландии.
Группа играла на открытой площадке где-то в порты, на фоне моря и кораблей.
Море света, эффекты, декорации, приглашенные актеры - смотрится и слушается
просто замечательно. В основном, упор делался на материал двух последних
полнометражных альбомов, которые и принесли группе мировую славу. Но
в конце сета были сыграны пара старых думовых песен, причем, с музыкантами
из первого состава. Аудио-вариант этого же концерта представлен на бонус-CD.
Дополнительно, на DVD фрагменты еще пары концертов, где можно полюбоваться
другими нарядами Шерон :) - кстати, вживую поет она очень хорошо, очень
женственна, но более полненькая, чем на фото :) - и несколько клипов.
08.01.2007
Ну, с наступившими Новым Годом и Рождеством! Прошу извинить за столь
долгий перерыв, был полностью поглощен работой над катамараном. Сегодня
не буду утруждаться, для разминки нацарапаю несколько слов про альбомы
старые, любимые, диски которых, в силу разных причин я обновил или приобрел
недавно. Итак:
Steve
Hackett - Voyage Of The Acolyte, 1975
В 74-м, как мы помним, Питер Гэбриел ушел из Genesis. Уход был запланирован
еще до записи "Агнца" и последовавшего турне, и никого из
товарищей не шокировал. Тем не менее, в жизни группы образовался вынужденный
простой, во время которого Стив реализовал свои сольные амбиции.
В работе ему помогали Фил Коллинз и Майк Резерфорд из Genesis, певица
Салли Олдфилд (сестра того самого Майка) и будущие верные коллеги вплоть
до сегодняшнего дня брат Стива Джон Хаккет и клавишник Джон Экок. Обложку
альбома (как и большинства последующих) нарисовала жена Стива Ким Пур.
Альбом не то, чтобы концептуальный, но имеет сквозную тему - карты Таро.
Альбом прекрасен. Изысканная смесь нежных и драйвовых инструменталов,
номера с вокалом Стива и Фила, а в конце - длинная волшебная Shadow
of the Hierophant с голосом Салли. Многие дальнейшие работы Стива были
построены так же эклектично и с большим вкусом, среди них есть настоящие
шедевры, но, пожалуй, этот альбом так и остался непревзойденным.
К счастью, в то время такая музыка могла быть вполне коммерчески успешной,
альбом был принят на ура слушателями и критикой и подогрел интерес к
"новым" Genesis, два альбома которых в формате квартета тоже
оказались очень достойными. Но Стив уже осознавал, что в группе он надолго
не задержится…
По моему убеждению, Voyage Of The Acolyte можно считать достойнейшей
частью дискографии Genesis (пусть он и непохож на прочие их работы),
и яснее ясного показал, кто на самом деле был душой группы. Ну, а дальнейшая
история лишь расставила все на свои места.
Оценка - 10 из 10. Что-то мне надоело каждый раз придумывать заключительную
фразу. Пусть будет просто оценка по десятибалльной шкале, как в журналах.
Yes - Close To The Edge, 1972
Предыдущий альбом группы, Fragile, был в некоторой степени пробой сил,
где новый (и безупречный) состав "притирался" и экспериментировал
с сольными идеями. Здесь же все предельно цельно и отточено до невероятного
совершенства. Три длинные сложные композиции (первая, заглавная, самая
длинная и многочастная) стали визитной карточкой группы и до сих пор
без какой-нибудь из них (а иногда и пары) не обходится ни один концерт.
В опросах, организованных различными сайтами, посвященными прогрессиву,
помнится, несколько раз встречалась одна и та же троица лучших арт-роковых
альбомов "всех времен и народов" - Larks' Tongues… King Crimson,
Selling England… Genesis и предмет данной рецензии. Теплота, "английскость"
и душевность Genesis, мрак и потусторонность KC и воздушность и ослепительный
свет Yes. Пожалуй, именно эти три альбома, при их полнейшей непохожести
друг на друга, представляют собой три полюса, три абсолютных, иридиево-платиновых
эталона жанра. Хотя, конечно, таких полюсов можно насчитать побольше
:.
Оценка 10 из 10 и никак иначе.
Kate Bush - Never For Ever, 1980
Тогда я еще был студентом. Музыки в свободном доступе было мало, каждая
новая лицензионная пластинка "Мелодии" была событием. На альбоме
Питера Гэбриела "So" (по очаровательной тогдашней привычке
название альбома на конверте не стояло - ну и что с того, что у кого-то
их много - выпустили один, и будет!) внимание привлек дуэт с неизвестной
девушкой (указывать состав тоже считалось излишним). Позднее я узнал,
как ее зовут, а еще чуть погодя увидел болгарскую пластинку и купил,
не раздумывая.
Я был очарован. Мое меломанство тогда только начиналось, я никогда не
слышал ничего подобного. Красивые загадочные песни, пронизанные какой-то
сумасшедшинкой, необычный резкий голос (с Питером она пела гораздо спокойнее
и мягче). Когда же я узнал, что она сама пишет всю музыку и что ее явил
миру сам Дэвид Гилмор - восторгу моему не было предела.
И мне всегда нравилась обложка альбома. На лицевой стороне - высыпающиеся
из-под полы платья Кейт различные звери, уродцы и сказочные существа.
На обороте - певица в образе летучей мыши на фоне вечернего неба. В
том же 90-м году я впервые организовал поход и сам повел группу. Теплым
летним вечером, сидя в сумерках на берегу Мологи, под звон комаров,
плеск воды, над которой проносились шустрые черные тени, я ощутил невероятное
чувство единства с миром… И в голове у меня крутилась эта музыка. С
тех пор альбом является для меня символом лета, природы, тайны, ожидания
чего-то прекрасного и безграничной окрыляющей свободы. Я думаю, что
если музыка накладывается на какие-то личные события и переживания и
после навсегда ассоциируется с ними, она может быть оценена только высочайшим
образом.
10 из 10.
The
Notting Hilbillies - Missing… Presumed Having A Good Times, 1990
Третьей пластинкой, что я купил в своей жизни, еще в школе, была Love
Over Gold (с тех пор Dire Straits остаются одной из любимейших групп).
Позднее оказалось, что DS любимы многими в нашей институтской группе,
если кто-то разживался записью на кассете, она тотчас же копировалась.
Потом я достал югославских "Братьев по оружию" и скрепя сердце
отдавал ее переписать тому и этому, а потом мне дали послушать некий
альбомец, якобы имеющий прямое отношение к группе.
Я был не в восторге. Разумеется, гитару Марка Нопфлера трудно не узнать,
да и пел он там немного. Я не стал переписывать альбом - кассет было
мало и они были дефицитом страшным.
Через несколько лет, в эпоху активного коллекционирования "пластмассы",
полузабытый альбом снова оказался у меня в руках. Я взял его, чтобы
подарить знакомой - страстной фанатке Марка. Перед этим переписал, кассеты
уже продавались повсюду.
Альбом - результат сотрудничества Марка и клавишника DS Гая Флетчера
с американскими кантри-музыкантами Стивом Филипсом и Бренданом Крокером.
Если помните, два первых альбома Dire Straits записывались в Штатах,
тогда же Марк познакомился с уймой интересных людей, включая Боба Дилана
и Эммилу Харрис, и полюбил тамошнюю
народную музыку. Сейчас мы знаем, что в 90 году Dire Straits фактически
не существовало и этот альбом в какой-то степени определил направление
сольной карьеры Марка. Позднее был суперуспешный но недолговечный реюнион
с альбомом On Every Street, а потом Нопфлер снова обратился к кантри-року.
Сам альбом Notting Hilbillies (Ноттинг Хилл - богатый район вроде Рублевки,
хилбилли - деревенщина. Игра слов, в общем) - смесь довольно незатейливых
но милых народных песен и номеров собственного сочинения. Четыре steel-гитары
(какая изображена на обложке Brothers in Arms) создают очень характерный
саунд. Игра Марка, как всегда, великолепна, обидно только, что ему принадлежит
только одна композиция Your Own Sweet Way (самая лучшая и самая "европейская").
Только в ней же он и поет, увы.
Наверное, этот альбом стоит рекомендовать только самым упертым фанатам
Марка. Я же увез кассету на дачу и он у меня великолепно идет вечерами,
под неторопливый чай или пиво и какую-нибудь книжку. Диск я разыскал
и купил совсем недавно, теперь думаю - а не повредит ли ему слушание
дома?
Пусть будет 8 из 10 - за то, что мало Марика.
10.02.2007
Deep Purple - In Concert With The London
Symphony Orchestra, 1999, DVD
Разумеется, в аудио-варианте этот концерт я услышал давным-давно. Позволю
напомнить приблизительную историю самого события.
Во второй половине 90-х неугомонные перпловцы принялись ремастировать
и переиздавать свои классические альбомы, дополняя каждый кучей раритетов
и бонусов. Но некоторая запинка приключилась с "Concerto for Group
and Orchestra" - интересной, но, увы, полузабытой в массах попыткой
скрестить рок с классикой (и, попутно, первым альбомом с Гилланом и
Гловером). Качество звука оригинала было не ахти, и обычное ремастирование
представлялось нецелесообразным. В результате, было принято решение
сыграть концерт заново.
Дополнительным препятствием проекту стала потеря оригинальных партитур;
из-за этого Джону Лорду (основному автору концерта) пришлось все восстанавливать
на слух.
Исполнение возрожденного произведения состоялось в сентябре 1999 г.,
там же, где и почти 30 лет назад - в Альберт Холле, в сопровождении
симфонического оркестра п/у Пола Манна. Заодно, группа устроила своим
поклонникам поистине царский подарок, пригласив множество старых друзей
и коллег и сыграв множество вещей с сольных альбомов своих участников.
Были композиции Лорда с Миллером Андерсоном и Сэм Браун на вокале (вообще,
концерт стал во многом бенефисом Лорда, его прощанием с группой - но
об этом мы догадались лишь год-два спустя), Ронни Дио потрясающе спел
два номера из гловеровского "Бала бабочек", сольные вещи исполнили
Гиллан и Стив Морз. Далее был собственно Концерт в трех частях, потом
несколько песен DP 90-х, и завершилось все действо исполнением Smoke
on the Water всеми участниками, с уникальным дуэтом Гиллана и Дио.
Вообще, все это выступление получилось очень теплым, слушая (или смотря)
не покидает ощущение, что находишься в компании старых и близких друзей.
Собственно, на этом можно было бы закончить, но - ложка дегтя: непонятно
почему, из видео-версии изъяли номера Гиллана, Гиллана-Гловера и Морза.
Из-за этого, кстати, появление на SOTW музыкантов из сольных составов
Яна и Стива вызывает у неинформированного зрителя недоумение - это кто
еще такие?
Оценка - 9 (аудио вариант - 10) из 10.
Megadeth
- Back To The Start - Greatest Hits, 2005
Нет, вы не поверите! Я никогда раньше их не слышал. Нет, конечно, я
знал, что есть такой Дейв Мастейн, бывший участник Металлики, что он
на дух не переносит экс-коллег и т.д. Но вот слышать их не довелось.
Этот сборник попал ко мне достаточно случайно - и сразил сразу и наповал.
Наверное, лет десять назад такая музыка показалась бы мне слишком тяжелой,
но теперь (после эпизодических столкновений с экстремальными жанрами,
проникающими порой даже в арт-рок) она кажется доброй и почти уютной.
Классический трэш, более мягкий, чем у Металлики, мелодичный, с замечательной
гитарной работой. Дейв не оказался выдающимся вокалистом, но его пение
искренно и выразительно. Вообще, группа звучит по-мужски честно и бескомпромиссно.
Примерно такие же чувства вызывают у меня недавно открытые Savatage
(кстати их роднит недолгое участие Элла Питрелли). Разумеется, постараюсь
поближе познакомиться с их творчеством.
10 из 10.
Lunatica
Fables & Dreams, 2004
The Edge Of Infinity, 2006
Еще одна готик/пауэр группа с женским вокалом. Швейцарцы. В работе им
помогают старые знакомые (по сотрудничеству с Rhapsody) Саша Паэт и
Миро. На последнем альбоме есть дуэт с Джоном Пэйном (Asia,
GPS), из интервью с которым в
"ИнРоке" я и узнал о группе.
Пожалуй, ничего нового группа не открыла, но слушается весьма приятно.
Где-то наравне с Xandria и Edenbridge.
8 из 10.
Porcupine
Tree - Arriving Somewhere…, 2006, DVD
Совершенно шикарный концертный DVD группы. Основной упор сделан на материал
с последних трех альбомов. Интересная работа операторов и режиссера
- часть видеоряда искусственно "состарена" под кинопленку.
Подобно пинкфлойдовскому Pulse,
бонусом диск содержит фильмы, проецирующиеся на экран над сценой.
Подробнее рассказывать нет смысла - надо смотреть. Для меня это лучший
DVD прошлого года и одно из лучших музыкальных видео вообще.
10 из 10 и никак иначе!
Lacrimosa
- Echos, 2003
Опять, первое и случайное знакомство с группой. Наслышан я был о них
много, что играют - примерно представлял.
Группа считается монстром готического рока. Собственно, это и не группа
в полном смысле слова, а проект Тило Вольфа (безраздельного автора,
клавишника, аранжировщика и вокалиста) с более-менее постоянным участием
вокалистки-клавишницы Анне Нурми и приглашенными музыкантами и оркестром.
Альбом - очень красивое и завораживающее сочетание классики и рока.
Тяжести здесь нет вовсе, есть атмосфера светлой отрешенной печали. Кое-где
есть ходы, характерные для арт-рока. Еще есть некоторое количество электроники,
на мой взгляд, это лишнее.
Некоторое усилие потребовалось для привыкания к немецкому языку (он
преобладает у Лакримозы) и к вокалу Тило, точнее к его интонациям. Герр
Вольф превращает каждую песню в спектакль, преображаясь каждый раз в
нового персонажа. В конце концов я нашел, кого он мне напоминает - Дэвида
Боуи. Да и внешне он такой же фриковатый. Но талантливый - и это главное.
Безусловно, группа заслуживает более пристального изучения. Тем более,
что об этом альбоме обычно отзываются, как далеко не самом удачном.
Категорично оценить пока не возьмусь, но оценка должна быть высокой.